logo

Как уравновесить композицию кадра?

Искусство фотографии очень многое взяло из живописи, поэтому важно соблюдать некоторые классические принципы и правила.

Случалось вам создать кадр, при взгляде на который кажется, что что-то не так? Нет гармоничности, что-то неприятно цепляет взгляд…Но что?

Сегодня обратимся к композиции, а именно, приемам, которые могут уравновесить кадр или наоборот сделать его визуально незавершенным.

С чем можно сравнить неуравновешенный кадр?

Представьте, что вы занимаетесь спортом и вам нужно делать упражнения только с одной гантелей. Логично, что одна рука у вас будет при деле и чувствовать вес, а другая – наоборот свободной и легкой. Что можно сделать для вашего комфорта? Взять еще одну гантелю, чтобы уравновесить ощущения, или же освободить обе руки.

В фотографии дело обстоит примерно также. Части кадра можно делать более тяжелыми или более легкими.

Какое положение наиболее гармонично с точки зрения композиции? С одной стороны – положение в самом центре кадра, но на деле такие работы не всегда удачны. Если же сдвинуть объект вашей съемки в какую-либо сторону, то он начнет перевешивать, приобретет больший визуальный вес. Чтобы его уравновесить, нужно добавить на противоположную часть кадра – другой предмет, яркий цвет и т. д.

С цветами тоже есть особая закономерность: яркие оттенки «весят» больше, чем бледные или темные.

Как работать с моделью?

Отойдем от неодушевленных предметов и обратимся к работе с живым человеком, который вам позирует.

Здесь можно уравновешивать композицию через положение тела вашей модели или изображение движения. Жест руки, направленный, допустим вправо, можно уравновесить поворотом головы влево или отставив ногу влево. Все зависит от каждой конкретной ситуации – начните экспериментировать, и вы обязательно найдете подходящее для вашего кадра положение.

Давайте вспомним о негативном пространстве, о котором как-то говорили ранее. Являясь, по сути, ничем – оно так много дает нам для передачи эмоции, настроения или ваших идей.

Можете использовать такой интересный прием, как развивающееся движение. Сфотографируйте модель в процессе движения или в позе, которая четко передает направление движения. При этом проследите, чтобы в той части кадра, в которую направлено движение, оставалось свободное пространство для этого маневра=). Чтобы зритель мог внутренне увидеть дальнейшее развитие событий. Свободное пространство придаст особую глубину и естественность кадру.

Кроме жестов и положений тела, можно работать над композицией с помощью едва заметных вещей, например, взгляда.

Разумеется, оставляйте свободное пространство по направлению взгляда модели. Довольно странно и даже неприятно будет смотреться кадр «обрезающий» траекторию взгляда.

Мимика и эмоции – еще один важный аспект, на который очень важно обратить внимание. Расслабленное и мягкое выражение лица тоже требует определенного свободного пространства. А вот яростное и экспрессивное выражение лица нуждается в еще большем количестве «воздуха».

Помните и о психологическом аспекте – лица с сильными эмоциями привлекают внимание людей и могут иметь большой визуальный вес.

Общие закономерности

1. Приведу для вас упрощенный список принципов и особенностей композиции в кадре.

2. Движение, которое происходит слева направо, мы воспринимаем как более быстрое, чем в противоположном направлении;

3. Предметы, расположенные справа, кажутся нам более тяжелыми;

4. Объекты в верхней части кадра тоже имеют больший визуальный вес;

5. Обособленный небольшой предмет, удаленный от центра, также выглядит более тяжелым.

Зная эти закономерности, вы соответственно сможете исправить ненужный вам эффект или добиться желательного, с помощью выстраивания композиции.

Привела для вас некоторые советы по уравновешиванию кадра. Иногда отличная камера, живописный пейзаж и интересная модель никак не помогают создать крутой кадр, по причине сомнительной композиции. Надеюсь, вы найдете в статье полезные советы.

Если вы хотели бы научиться фотографии под моим руководством, то записывайтесь на уроки в Новосибирске!