Сфера разработки сайтов развивается настолько быстро, что постоянно появляются и новые специальности, и новые направления в работе над сайтом. Так же обстоит ситуация и в сфере веб-дизайна.
На тех, кто только начинает учиться и работать в сфере веб-дизайна обрушиваются массивы новой информации и операций, которым нужно научиться.
У новичков новые термины могут вызывать тревогу, особенно когда определение найти не так просто. Сегодня мы расскажем вам, что такое UX-дизайн и дадим несколько советов о том, как над ним работать.
В чем разница между UX-дизайном и UI-дизайном?
Самый главный принцип UX-дизайна – удобство пользователя важно в той же мере, что и визуальное воплощение продукта.
UX-дизайн подразумевает User eXperience и просчитывает, какой опыт получит пользователь при взаимодействии с сайтом. Перевести это можно как «дизайн пользовательского опыта». Именно на его основании сайт тестируется и принимаются решения об обязательности и целесообразности каких-либо структурных частей сайта. UX-дизайнер делает грубый прототип сайта, тестирует его, и в случае успеха – прототип утверждают.
Также от UX-дизайнера потребуется конкурентный анализ и проработка персон.
Допустим, вы работаете над сайтом, продающим снаряжение для активного отдыха. Важно продумать, что именно, например, сноубордисты захотят найти на сайте? Какая именно информация и продукты им потребуются?
Пользовательская персона включает в себя цели, проблемы будущего посетителя сайта, его поведение. Важно учесть, чем он занимается на сайте, почему он пришел именно к вам и зачем ему именно ваш продукт? Пользовательская персона создается после интервью с возможными пользователями, составляются наиболее характерные для них паттерны поведения.
В процессе UX-дизайна обязательно учитывают мнение будущего пользователя. Его работа с сайтом должна быть логичной, понятной и целесообразной.
UI-дизайн – все что относится к визуализации и воплощению, всё то, что пользователь увидит. Иконки, кнопки, цвета, анимация и т. д. Можно провести пример попроще – при слове Lombargini мы представляем машину, то, как она выглядит внешне, это можно сравнить с UI – дизайном. А UX будет являться сама суть – процесс ее создания, внутреннее устройство и механизм, то о чем знают те, кто ремонтируют машины и опытные автовладельцы.
Для многих откровением станет тот факт, что для последующего оформления сайта цветовая гамма будет выбрана не из тех оттенков, которые с детства нравятся UI-дизайнеру, а из тех, которые четко прописаны UX-дизайнером, как привлекающие определенную пользовательскую персону и вызывающие правильные ассоциации и доверие.
В задачу UX-дизайнера входит создать такой сайт для пользователя, где ему будет удобно и комфортно работать.
Обычно заказчики хотят получить максимально привлекательный, яркий и красивый домен. Это называется визуальным подходом в дизайне. И требуют от дизайнера внешней красоты, тогда как на самом деле суть работы заключается в придании всем страницам и структуре функциональности. Очень часто стильные, набитые украшениями, анимацией и сложные сайты могут оставаться ненужными для клиентов. Они долго грузятся, картинки и всплывающие окошки отвлекают от важных вещей и всячески мешают. Люди не понимают как взаимодействовать с доменом, как и где искать информацию. И пользовательский опыт может стать негативным.
Важно сделать так, чтобы даже при минималистичном оформления можно было найти меню, услуги, получить всю важную информацию о товаре, в зависимости от тематики вашего сайта. У пользователя, даже если раньше он не встречал подобной навигации и структуры сайта, должно остаться положительное впечатление. Если вы создаете необычный и нестандартный интерфейс, то позаботьтесь о том, чтобы он был понятен интуитивно.
У большинства людей понятие «дизайн сайта» ассоциируется с внешним оформлением, чем-то «красивым». Но это лишь часть сути, на самом деле, дизайн, это то, что решает задачу человека, который пришел на ваш сайт с какой-то своей проблемой. Именно этим и занимается UX-дизайнер – построением сайта, который будет не только красивым, но и максимально полезным для пользователя.
Часто можно столкнуться с тем, что заходя на какой-либо сайт, человек первым делом видит то, что ему совершенно ему не нужно. К примеру, заходя на сайт клиники, пользователь явно хочет сразу найти режим работы и стоимость услуг, а не новости, которые часто размещают на первой странице. Столкнувшись с ненужной информацией и не найдя искомой, пользователь, скорее всего, испытает раздражение и перейдет на сайт конкурентов.
Как этого избежать? UX-дизайнер перед началом работы должен подумать о том, для чего люди вообще заходят на этот сайт, какова их цель, исходя из тематики сайта и направления работы фирмы?
Какое-то время назад работы дизайнеров оценивали по сложности созданных изображений и внешней привлекательности. Но этот подход сейчас устарел, на первом месте – функциональность и отказ от лишних украшений для того, чтобы выполнять главную функцию – решать задачу пользователя.
UX-дизайнера можно сравнить с архитектором, проектирующим и возводящим здание будущего сайта.
Что может помочь в работе над UX-дизайном?
Главная ошибка, которую часто допускают новички – сразу бросаться рисовать и строить будущий сайт. Такой подход характерен и ни к чему хорошему обычно не приводит.
После того как вы точно продумали, за какой информацией пользователь придет на сайт, исходя из его типа и тематики, можно приступать к началу работы.
Очень полезно будет использовать систему Mind Map. Пропишите всю структуру сайта, как он будет выстроен и куда будет вести каждая вкладка. Если у вас заранее составлен четко прописанный план, работать над созданием сайта станет удобнее не только для вас, но и для других специалистов.
Какие сервисы могут помочь в составлении карты сайта? Вы можете воспользоваться следующими:
FlowMapp;
Dynomapper;
Slickplan;
Writemaps.
Кроме специализированных онлайн-ресурсов для построения карты сайта, вы можете применить любой сервис для создания Mind Map. Это один из самых полезных инструментов, он сможет помочь вам не только при работе над структурой сайта, но и в других жизненных аспектах. Можно составить Mind Map по вашим планам в обучении веб-дизайну и т. д.
Вы наглядно покажете клиенту структуру будущего сайта и объясните, почему именно данный вариант наиболее удачен. Даже человек несведущий в разработке сайтов сможет понять вашу мысль на этом наглядном примере.
Заказчики очень часто просят в процессе работы переделать какую-то страницу, добавить несколько новых, поменять структуру. Для вас будет намного удобнее перестроить Mind Map и работать по ней, а не исправлять всё, держа указания в голове.
Если вы не хотите пользоваться данной системой, структуру сайта можно прописать в обычном блокноте, в зависимости от ваших пожеланий.
Навигация на сайте
При работе над сайтом очень важно продумать максимально простую, удобную и логичную навигацию. По концепции UX-дизайна, навигация на сайте должна быть комфортной и понятной для пользователя.
Часто все кнопки прячут в гамбургерное меню. Этот шаг позволяет добиться «воздуха» на странице, возможности сфокусировать внимание пользователя на главном, на вашем продукте или услуге, не перегружая пространство.
Хорошим тоном считается, если стандартное гамбургерное меню будет дублироваться в самом низу страницы, в «подвале». Так человеку будет еще комфортнее переходить по страницам сайта и он обязательно оценит такую заботу с вашей стороны.
UX-дизайнер как будто ведет пользователя по определенному пути к принятию решения, будет ли приобретен товар или услуга на основании взаимодействия с сайтом.
На некоторых сайтах используется целевая навигация для конкретных групп, что позволяет избавить основную страницу от лишних кнопок, которые бы загромождали пространство. Возьмем как пример сайт, принадлежащий службе такси, и там есть отдельные вкладки «Для клиентов», «Для водителей», «Франшиза», что облегчает работу с сайтом для каждой из этих целевых групп.
Люди не теряют время, выискивают нужную информацию, а сразу могут заказать машину или подать заявку. Забота об экономии времени будущего пользователя тоже будет высоко им оценена.
Сценарии
Если вы делаете сайт для компании, предлагающей какие-либо услуги или например, для банка или салона красоты, то вам стоит заранее построить сценарии поведения для каждой из целевых групп клиентов, приходящей на сайт и оценить, насколько удобной и эффективной будет работа с сайтом именно для них.
Сценарии поведения пользователей на сайте впоследствии будут влиять на ранжирование сайта в поисковых системах. Если поисковый робот отследит, что человек зашел на ваш сайт, на нашел искомое, закрыл вкладку и перешел на сайт конкурентов, то машина сделает вывод, что ваш сайт неэффективный и бесполезный. Сайт потеряет позиции в списке выдачи, конверсия, количество клиентов и прибыль тоже упадут. Поэтому, качественный дизайн должен быть не просто красивым и приятным для глаз, но и эффективно решать пользовательскую задачу.
Нередко UX-дизайнер, который на практике выводит, каким образом всё будет работать и UI-дизайнер, решающий, как всё при этом будет выглядеть – это одно и то же лицо. Данная профессия еще очень молода, востребована и в дальнейшем будет только развиваться все больше. Сайты нужны любым организациям, количество приложений для смартфонов и планшетов все возрастает и без работы UX/UI-дизайнер точно не останется
Хочешь получить навыки дизайнера? Пройди онлайн-курс у нас!
Нужен сайт? Наша веб-студия поможет!